Эгейский период (III—II тыс. до н. э.)

 Культура Крита
Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная им минойской. 

Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. 
 
Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. 
 При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.

 Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы. 

 
По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.
Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших.

 
Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.

Посмотрите презентацию, пройдя по ссылке: 
http://www.slideshare.net/Fonegone/ss-4556118

Предлагаем посмотреть видеоролик "Крит"



Микенская культура
В конце XV века до нашей эры критские дворцы разрушили племена варваров ахейцев, которые положили конец господству Критского царствия. В районе Эгейского моря появился новый лидер — Ахейский город Микены. Возобладав в эгейском мире, Микены создали собственную своеобразную культуру, которая достигла наивысшего развития в XVI - XIII веках до нашей эры.

 
    Где-то как-то она была наследницей критского культурного достояния: заимствовала линейное письмо Б, технику вазовой росписи и настенной живописи, некоторые особенности религиозного культа, достижения земледелия, скотоводства, мореходства. Однако, микенская культура сильно отличалась от критской.
     Так же характерной ее чертой было строительство дворцов. Однако самые богатые дворцы Микен, Тиринфа, Фив и других пелопонесских городов — это уже не головоломные критские лабиринты, а монументальные, почти фортификационные сооружения, защищенные крепкими каменными стенами «циклопической кладки». 
 
Центральный зал дворца со священным огнем — мегарон — считается прототипом греческих храмов. 

    Стены дворцов так же украшены  живописными фресками, но в Микенах это преимущественно охотничьи или батальные сюжеты, и роспись менее живописна и более схематична.
    Можно сказать, что художественный гений микенской культуры выявил себя в монументальной скульптуре. Знаменитые Львиные ворота в Микенах, как и «золотые усыпальницы» микенских царей или укрепленные дворцы, — признак культурной ориентации на символизацию могущества царской власти.

    После падения Крита Микены стали главным торговым и ремесленным центром Эгейского мира, хотя по качеству изделий здешние ремесленники уступали критянам. Против изысканной критской керамики посуда микенцев — простые в обиходе вещи.

Ловкие в мореходстве микенцы соединили торговлю с пиратством. В большом почтении было военное дело. О культе силы и воинственной ориентации микенской культуры свидетельствуют не только остатки материальной культуры, но и хетские и египетские тексты того времени, которые упоминают завоевательские набеги ахейців. В греческой хронологии широко известные легенды о войне ахейцев во главе с выдающимся царем Микен Агамемноном против Трои. 
   Захватническая ретивость ахейцев дала возможность им главенствовать в эгейском мире после подчинения Криту. Но и падение Микен произошло также из-за нее. Истощившись в территориальной экспансии, в постоянном сопротивлении хетам иегиптянам, ахейцы в конце XII века до нашей эры пали под давлением вооруженных железом дорийцев. Микенская бронзовая цивилизация  закончила свое существование.
Вместе с ней окончилась и крито-микенская культура, которая была своеобразной прелюдией к следующей, греческой культуре. 
Посмотрите презентацию: http://www.slideshare.net/Fonegone/ss-8650673


Выполните задание: 
Определите главные отличия  критской и микенской культуры. Напишите свой вывод в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий