Греческая мифология


Мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.
Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно сложилась система устойчивых преданий — мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества.
Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом искусстве и памятниках литературы, стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже — в начале I тысячелетия до н. э. В это время большинство греческих племен перешли от родового строя к рабовладельческому.
Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что их боги также между собой родственники. Когда же появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчиненными родами, семья богов также разделилась на младших и старших.
http://www.slideshare.net/Fonegone/ss-8664679
К временам Гомера и Гесиода греческая мифология в основном сформировалась. В конце VIII — начале VII в. до н. э. великий поэт древности Гесиод, чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение богов). В ней он рассказывает, как из первичного хаоса родились древнейшие боги: земля — Гея и небо — Уран. От них произошло второе поколение богов — могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти и низвергнул в бездну своего отца. Сын Кроноса — бог Зевс впоследствии также поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов, которые, как считали греки, непосредственно управляли миром.
Во главе богов-олимпийцев встал Зевс. 
 Его считали повелителем стихий — верховным владыкой. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была «волоокая» (от слова «вол» и «око») могучая красавица богиня Гера. 
 
Главные боги греков связаны с наиболее полезными человеку домашними животными — быком и коровой. Представление о священных животных возникло в те первобытные времена, когда основными занятиями древних греков были охота и скотоводство.
              Артемида
С течением времени, по мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов человеческой деятельности. 

В основном она, мифология, сложилась в гомеровский период. В эпических поэмах древних греков «Илиада» и «Одиссея», которые народная молва приписывала легендарному странствующему поэту, слепому старцу Гомеру, изображена целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин и мужчин.
 Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Олимпийских богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными, как считали греки, были брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца, 
 и Аид, также брат Зевса, — владыка подземного царства. 
 Миф гласил: одна из сестер Зевса — богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил ее, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. 
 Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону из преисподней. Но Аид отпустил жену не навсегда. Прощаясь с ней, он дал ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Пробыв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю. Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая.
У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали могучую деву Афину — богиню мудрости. 
 Она родилась в шлеме, доспехах и с копьем в руке из головы своего отца.
В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви и красоты Афродита. 
 Детьми Зевса были также близнецы — прекрасный юноша бог солнца Аполлон 

и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца — золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой обычно изображали лань — ее священное животное. 
   Среди сыновей Зевса были бог войны — жестокий Арес 
 и бог-вестник Гермес — покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест — божественным кузнецом.
 Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. В воображении греков каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерями-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерями-нереидами — в море.
 С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. В каждом греческом городе-государстве культ издревле почитавшегося божества приобретал официальный, государственный характер. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон — покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон — покровителем города-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции.
В ряде греческих городов-государств, кроме почитания главных богов — олимпийцев, установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис — бог виноградарства и виноделия. 

 С VI в. до н. э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина.
В лесах блуждал козлиный добродушный бог Пан. 
 Иногда для забавы он пугал громким криком прохожих (отсюда произошло выражение «панический ужас»).
Греки верили, что олимпийцы во главе с Зевсом охраняют их во время войны и помогают им в хозяйственной и культурной деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. 
 И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Согласно мифу могучий герой Геракл освободил Прометея.
В VI—V вв. до н. э. наивная вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. 
Философ Гераклит (VI в. до н. э.) 
 считал первоосновой мира огонь, из которого все возникает, и высшим законом природы — вечный процесс движения и изменения. 
Философ-идеалист Платон (V—IV вв. до н. э.) 
 создал учение о едином боге-творце — демиурге (греческое «мастер»). Позже, в III—V вв. н. э., в Греции неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время на территории Римской империи, и в частности в Греции, широко распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований.
Боги и герои мифов превратились в прекрасные художественные образы. В реальное их существование уже не верили. В течение веков они широко использовались в искусстве и литературе.
Посмотрите видеоролик о мифологии Греции:

Мифы о героях привлекают своей поэтикой, героической символикой. Вспомните мультфильмы, которые Вы смотрели в детстве.



Задание:
1. Составьте презентацию "Боги Древней Греции". Разместите ее  в Google.dox. Откройте доступ участникам группы.
2. Дайте отзыв на презентацию свего одноклассника (по выбору)

Комментариев нет:

Отправить комментарий