Классический период (5 — 4 вв. до н. э.) Скульптура


Афины с VI в. до н. э. стали символом высших достижений греческой культуры. Сюда стремились художники, поэты, скульпторы. Поэт Пиндар, происходивший из Беотии и всегда относившейся к Афинам враждебно, писал: «Блестящие, увенчанные фиалками, воспетые славные Афины, опора Эллады, божественный город». 
 А один из острых на язык современников констатировал: «Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд». Верблюд было одно из самых обидных прозвищ в античности.
Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Перикла, стратега, стоявшего пятнадцать лет во главе Афин: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Мудрый Солон выразился еще короче: «Ничего лишнего». 
 Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства. 
Скульптура
В период ранней классики, так называемого строгого стиля (490—450 гг. до н. э.), скульптура носит переходный характер от архаики к классике. Это прекрасно видно на фронтонных группах храма Афины Афайи на острове Эгина (около 490 г.), найденных в начале XIX в. и реставрированных Торвальдсеном. 
 Фигуры греков и троянцев, сражающихся за тело Патрокла, еще статичны, в их пластике много от архаических куросов, включая и «архаическую улыбку».
Геракл. Фронтон храма Афины, о Эгина
Фигура дельфийского возничего из композиции, созданной около 476 г. до н. э. неизвестным мастером по желанию одного из победителей в состязаниях на колесницах, в ниспадающем складками хитоне, напоминает величественную дорическую колонну с каннелюрами. 
Лицо полно сдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии лба, носа, бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный образ не лишен, однако, жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, что оживляло выражение. 
 Фигура отлита в бронзе, ставшей с этого времени любимым материалом.
Известны не только анонимные произведения V в. до н. э. В это время в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Но многие статуи их дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I—II в. н. э.
 
Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение — «Канон». 
 Художник интересовался проблемой формы, заложенной в каждой статуе, и в «Каноне» попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. 
Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения.

В копьеносце все выверено с математической точностью: например, голова составляет 1/8 высоты фигуры, кисть руки — 1/10. Это абсолютная систематизированность реализована в статуе, обладающей тем не менее живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом, благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет. 
 Правой ноге, немного отставленной назад, противоположена левая рука с зажатым в ней копьем, а левой ноге, на которую пришелся вес тела, противостоит свободно висящая правая рука: если провести линии вдоль плечевого пояса, скошенного влево, и пояса бедер, который скошен вправо, они пересекутся, образовав букву «Х». Это и есть хиазм — прием, применявшийся не только в скульптуре, но и в архитектуре и даже литературе как фигура речи .
Поликлет  создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах  и таких, как «Диадумен» (атлет, увенчивающий свою голову победной повязкой, ок.420 г. до н. э.) и «Раненая амазонка», которая предназначалась для знаменитого храма Артемиды в Эфесе. 
 Диадумен
 Раненая амазонка
 Храм Артемиды в Эфесе

Поликлет воплотил в своих статуях прежде всего образ идеального свободнорожденного гражданина полиса, города-государства Афин.
 Другим известным скульптором V в. был Мирон, художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение. В статуе «Дискобола» сжатая энергия достигается за счет пластики рук и ног, а не всей фигуры: торс у дискобола фактически неподвижен. Статую можно рассматривать лишь с определенной позиции: она не объемная в полной мере, поскольку у нее рельефный характер.

 Дискобол
Другая скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий». По преданию, Паллада сделала флейты, но когда стала играть в присутствии богов, ее осмеяли, так как у богини смешно раздувались щеки. Она обиделась и бросила, прокляв, флейты, которые подобрал бог плодородия силен Марсий, научившийся в совершенстве на них играть. Он возгордился и вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона, который, победив Марсия, жестоко расправился с флейтистом, с живого содрав кожу. Мирон изобразил сцену, когда Афина только бросила злосчастный инструмент, а Марсий его заметил и собирается подобрать. Психологический центр группы — флейты между двумя героями. Движение Марсия разрывается среди двух импульсов: хочется жадно схватить, но с другой стороны — в страхе отпрянуть, а Афина уже собирается уйти, но медленно и угрожающе оглядывается. 
 
 Третьим величайшим скульптором V в. до н. э. был уже упомянутый афинянин Фидий. 

Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины-воительницы, Афины-Промахос, с копьем и щитом в руках, как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. 
 Как и все последующие работы Фидия, статуя погибла (она была уничтожена крестоносцами в Константинополе в XIII в.).
 Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. 
 Лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из дра­гоценных камней, плащ, сандалии, оливковые ветви на голове, волосы, борода — из золота (так называемая хрисоэлефантинная техника). Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру богини победы. Скульптура пользовалась огромной славой, но и она погибла в V в. н. э.
Образ атлета — самая распространенная тема скульптуры периода классики. Совершенную человеческую красоту — вот что стре­мились воплотить греки в образах атлетов. Но создать ее непросто, она состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела.

Иначе это решено в скульптурах знаменитого храма Зевса в Олимпии (470—456 гг. до н. э.), открытых раскопками также в XIX столетии.

На восточном фронтоне храма изображен миф о состязании на колесницах царя Эномая и Пелопса, на западном — борьба лапифов с кентаврами, 
 в метопах — 12 подвигов Геракла (фрагменты скульптуры находятся в музее города Олимпия). Все фигуры взаимосвязаны, объединены единым движением и при всей суровой величественности вполне жизненны.

Искусство поздней классики тяготело к конкретности переживаний и в этом смысле предваряло эпоху эллинизма, в которой большую роль играл индивидуализм. Вообще выдвижение влиявших на ход исторических событий личностей, таких как Алкивиад, Лисандр, тоже свидетельствовало о новой эпохе, когда греки уже не сознавали себя частью гражданского коллектива. Исчезали принципы коллективизма, и на первый план выдвигались чувства, эмоции и заслуги индивидуума. Искусство, особенно скульптура, отразила эту неустойчивость, тревожность, ощущение будущей трагедии греческого мира.

Наиболее крупным скульптором IV в. был Пракситель, пользовавшийся большой известностью уже в древности. 
 Одна из его самых известных скульптур — «Гермес с младенцем Дионисом». Гермес несет Диониса на вос­пи­та­ние ним­фам и в не сохранившейся правой руке держит кисть винограда, которой как бы дразнит маленького бога. 
 В скульптурах Праксителя и его подражателей исчезает образ мужественного гармонически развитого атлета, созданный Поликлетом и Мироном. Гермес Праксителя — изнеженный юноша, не развитый физически, в нем подчеркивается женственная красота. Для скульптора важна не столько конкретная ситуация, сколько обобщенный образ «расслабленного досуга». Гермеса не интересует Дионис, поскольку его отвлеченный взгляд устремлен в другую сторону и не выражает пристального внимания к младенцу.

Другая скульптура Праксителя — «Отдыхающий сатир». 
 Перед зрителем обыкновен­ный молодой человек, и его принадлежность к сатирам выдают только козлиные уши. Известно около 70-ти подражаний этой статуе. Отличие скульптур поздней классики от прежнего времени состоит в том, что они нуждаются в опорах. Если убрать столб, на который опирается сатир, то статуя упадет.  Дорифор Поликлета — сбалансированная фигура, сохраняющая равновесие благодаря гармоничному сочетанию отдельных элементов. Теперь дополнительная опора — неотъемлемая часть композиции. Названные статуи Праксителя дошли в подлиннике, что редко случалось, поскольку большинство греческих скульптур сохранилось лишь в римских копиях. 
Еще один шедевр Праксителя — «Афродита». 
 Доведение до совершенства женственной красоты логически вело к изображению обнаженной женской натуры. В V в., в эпоху высокой классики, не было принято изображать обнаженных женщин, но у Праксителя этот переход естественен: у него чувствуется мягкость и теплота лепки, умело использована игра светотени, «волшебная симфония белого и черного», по выражению современного французского скульптора Родена . Пракситель раскрашивал статуи, втирая в них особые вещества, благодаря котором его произведения приобретали телесный матовый оттенок. У «Афродиты» была интересная предыстория. Пракситель высекал ее по заказу жителей острова Кос, но когда завершил свой труд, заказчики были весьма смущены и попросили сделать Афродиту одетой, а эту статую купили жители острова Книд, почему она теперь называется «Афродита Книдская» . Статуя получила широкую известность, и ради нее паломники специально ездили на Книд.

Вторым видным скульптором поздней классики был Скопас — полная противоположность Праксителя. 
 Его танцующая «Менада» представляет собой целый сгусток энергии, «воплощенную бурю», по выражению современников.
 Менады — вакханки в римской традиции — женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. По описанию античных авторов, в несохранившихся руках менады находились: в одной — растерзанный козленок, в другой — нож, поскольку изначально при отправлении культа жертвенные животные Диониса живыми разрывались на части. Статуя не сохранилась в подлиннике, дошли только небольшие по размерам копии-статуэтки. Менада окончательно утрачивает и без того уже хрупкое в искусстве Праксителя равновесие и символизирует победу дионисийского начала у Скопаса. Менада похожа на язык пламени, изогнутый лук, развернувшуюся пружину — в ней скульптор ухватил краткий, но очень яркий момент, отразившей стихийный порыв пришедшей в исступление женщины.
Скопас украшал одно из семи чудес света — гробницу лидийского сатрапа Мавзола, откуда и происходит слово «мавзолей». 
 Полностью она не сохранилась, поэтому до сих пор точно неизвестно, какие рельефы на гробнице принадлежат Скопасу, а какие нет. 

Третий крупный мастер поздней классики — Лисипп, подведший итог скульптуре Греции классического периода. По преданию, Лисипп после изготовления очередной статуи клал в копилку золотую монету. В конце его жизни, когда копилку разбили, в ней оказалось полторы тысячи монет. Сам же Лисипп любил говорить, что изображает людей не такими, какие они есть, но такими, какими кажутся. Действительно, у него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. 
Самая знаменитая статуя скульптора, изготовленная из бронзы, — «Апоксиомен», юноша, счищающий с себя скребком грязь после состязаний (перед соревнованиями борцы растирались маслами и после борьбы становились грязными). Юноша не такой изнеженный, как у Праксителя, — физически развитый, но в то же время изящный. В скульптуре подчеркивается не физическая мощь, а благородное сочетание физического развития и внутренней утонченности. Возможно, это не обобщенный образ, а портрет конкретного лица. Лисипп — мастер схватывания мгновенного действия человека, но не столь эксцентричного, как у Скопаса. В Апоксиомене это достигается за счет небольшой детали: юноша держит скребок в левой руке, а не в правой, что придает статуе особое движение. Апоксиомен рассчитан на созерцание со всех сторон, поскольку статуя трехмерна, в отличие от произведений Мирона и Праксителя, и с различных точек наблюдения представляет собой что-то новое. Лисипп как бы рождает статую изнутри, тогда как обычно статуя «освобождается» из блока мрамора под ударами резца. Возможно, такой эффект достигался за счет материала скульптуры — бронзы.


Задание:
1) Составьте базу данных по теме в форме таблицы:
1 графа - имя скульптора,
2 гр. - название скульптуры,
3 гр. - изображение,
4 гр. - описание скульптуры.
2) Отправьте материалы по известной Вам электронной почте.