древнегреческий театр from Safonova1
http://fonelene.livejournal.com/63280.html
Греки
любили театр страстно и современным
театралам могли бы во многом позавидовать.
Ведь в античном театре пьеса ставилась
только один раз — повтор её был величайшей
редкостью, а сами представления давались
всего три раза в год — во время праздников
в честь бога Диониса. Ранней весной
справлялись Великие Дионисии, в конце
декабря — начале января — Малые, а Леней
приходились на коней января — начало
февраля. Античный театр напоминал
открытый стадион: ряды его поднимались
вокруг орхестры — площадки, где
происходило действие. За ней кольцо
зрительских мест размыкала скена —
небольшая палатка, где хранился
театральный реквизит и переодевались
актёры. Позднее скену стали использовать
и как элемент декорации — она изображала
дом или дворец, как требовалось по
сюжету.
Больше
всего известно о театральной жизни
Афин. Здесь жили знаменитые авторы
трагедий и комедий: Эсхил, Софокл,
Еврипид, Аристофан, Менандр. Театр в
Афинах располагался на склоне Акропольского
холма и вмешал пятнадцать тысяч зрителей.
Начинались представления рано утром и
продолжались до вечера, и так несколько
дней подряд. К каждому празднику
драматурги представляли свои произведения.
Специальное жюри выбирало лучшую драму.
После каждого представления имена
авторов, названия пьес и присвоенные
им места записывались на мраморных
досках.
Работать
в дни театральных представлений грекам
не приходилось, напротив, посещение
театра было обязанностью афинских
граждан. Самым бедным даже выплачивали
деньги, чтобы восполнить убытки. Такое
почтение к драматическому искусству
объясняется тем, что театральными
представлениями афиняне чтили бога
Диониса.
Трагедии
было принято писать четвёрками —
тетралогиями: три трагедии на какой-либо
мифологический сюжет и к ним четвёртая
— уже не трагедия, а развлекательная
пьеса. В ней участвовали не только герои
мифа, но и лесные демоны, похожие на
людей, но покрытые шерстью, с козлиными
рожками или лошадиными ушами, с хвостом
и копытами, — сатиры. Драма с их участием
называлась сатировой драмой.
Устройство
греческого театра:
1 — зрительный зал;
2 — орхестра;
3 — скена;
4 — парод;
5 — проскений.
1 — зрительный зал;
2 — орхестра;
3 — скена;
4 — парод;
5 — проскений.
Греческие
актёры были ограничены в своих возможностях
по сравнению с современными: их лица
закрывали маски, соответствующие тому
или иному персонажу. Трагические актёры
надевали котурны — обувь на высокой
«платформе», которая мешала двигаться.
Зато герои казались выше и значительнее.
Главными выразительными средствами
служили голос и пластика. В первых
театральных постановках актёр был всего
один, а партнёром его являлся хор или
корифей, т. е. предводитель хора. Эсхил
предложил ввести второго актёра, а
Софокл — третьего. Если действующих
лиц в трагедии было больше трёх, то один
актёр исполнял несколько ролей, в том
числе женские: к лицедейству в Древней
Греции допускались только мужчины.
В
греческих спектаклях звучало много
музыки. Одна из важнейших ролей обязательно
принадлежала хору — своего рода
собирательному персонажу. Хор не принимал
участия в действии, но активно комментировал
его, давал оценку героям, осуждал их или
хвалил, вступая с ними в беседу, а иногда
пускался в философские рассуждения. В
трагедиях хор был серьёзным и вдумчивым.
Чаше всего он по замыслу автора представлял
почтенных граждан города, в котором
происходит действие. В комедиях хор
нередко составляли шуточные персонажи.
У Аристофана, например, это лягушки,
птицы, облака. Соответствующие названия
и у его знаменитых комедий. Представления
строились на чередовании пения и
декламации.
Трагедия
начиналась с того, что из скены на
орхестру выходил поющий хор. Хоровая
партия, исполняемая в движении, называлась
парод (в переводе с греческого «проход»).
После этого хор оставался на орхестре
до конца. Речи актёров именовали эписодий
(буквально «привходящий», «посторонний»,
«не относящийся к делу»). Такое название
вызвало у учёных предположение, что
драматические представления возникли
из хоровых партий и именно хор поначалу
был главным «действующим лицом». За
каждым эпи-содием следовал стасим (греч.
«неподвижный», «стоячий») — партия
хора. Чередование их мог нарушить коммос
(греч. «удар», «биение») — страстная или
скорбная песнь, плач по герою; его
исполнял дуэт корифея и актёра. Эксод
(греч, «исход», «выход») — заключительная
часть трагедии. Как и вступительная,
она была музыкальной: покидая орхестру,
хор исполнял свою партию вместе с
актёром.
Впрочем,
в таком виде греческая трагедия прожила
короткую жизнь — всего 100 лет.
Родоначальником её считается Феспид,
живший в VI в. до н. э., но от его трагедий
до нас дошли только названия и
незначительные фрагменты. А у Еврипида
трагедия постепенно утрачивала
первоначальный облик; хоровые партии
вытеснялись актёрскими, музыка —
декламацией. По сути, Еврипид превращал
трагедию в бытовую драму.
Свой
облик меняла и греческая комедия. Ставить
комедии стали в V в. до н. э. Комедийные
постановки этого времени отличались
собственными правилами. Открывали
представление актёры; эта сценка
называлась пролог (греч. «предварительное
слово»), после Эсхила прологи появились
и в трагедиях. Затем вступал хор. Комедия
тоже состояла из эписодиев, но стасимов
в ней не было, так как хор не замирал на
одном месте, а непосредственно вмешивался
в действие. Когда герои спорили, ссорились
или дрались, доказывая свою правоту,
хор делился на два полу-хория и подливал
масла в огонь азартными комментариями.
Принадлежностью комедии являлась
парабаса (греч. «проходящая мимо») —
хоровая партия, не имеющая почти никакого
отношения к сюжету. В парабасе хор как
бы говорил от лица автора, который
обращался к зрителям, характеризуя
собственное произведение.
Шуток здесь нал лысыми нет, |
плясок
нету кордака,
|
Здесь старик, стихи бормоча, |
палкой
собеседника
|
Не колотит, чтоб прикрыть |
соль
острот подмоченных.
|
Не кричат здесь «Горе, беда!», |
с
факелом не бегают.
|
Верит в силу песен своих |
и
в себя комедия.
|
Аристофан.
«Облака» (перевод А. И. Пиотровского)
|
Со
временем хоровые партии в комедии
сокращались, и уже в IV в. до н. э. греческая
комедия, как и трагедия, приблизилась
по форме и содержанию к бытовой драме.
Многие слова из греческого театрального
лексикона остались в современных
европейских языках, часто с иными
значениями. Да и слово «театр» произошло
от греческого «театрон» — «место, где
собираются, чтобы посмотреть».
Микрофильм "Еврипид"
Микрофильм "Еврипид"
класс
ОтветитьУдалитьсуперррррскиииии
ОтветитьУдалитьмолодцы Донбассовцы
ОтветитьУдалитьвсем огромное спасибо помогли очень получила 5 пятерок пять
ОтветитьУдалить